Тем временем уже немало слухов поднято вокруг государственной инициативы о запрете звонков в мессенджерах — главные изменения касаются Telegram и ещё одного скуфского аналога. Поговорим, что это вообще значит, кто тут получает выгоду и будет ли мессенджер заблокирован вновь.
Начну с того, реально ли отрезать только звонки от Телеги. На самом деле, в этом нет никакой сложности, поскольку разные функции приложения могут базироваться на совершенно разных мощностях, из-за чего при помощи освоенной в РФ технологии DPI вполне себе легко можно выключить именно звонки. К тому же в ряде государств такие меры уже применены: Катар, ОАЭ, Китай — лишь самые крупные, не считая государства поменьше. Как раз там это реализовано при помощи DPI-блокировок.
Зачем это нужно конкретно у нас — ровно по тем же причинам, почему применяется за рубежом:
— Поддержание доходов местных операторов связи. В ряде стран никакие приложения для общения, даже Discord, не могут работать без лицензии от местных операторов связи. По сути, это с какой-то стороны защита бизнесов от государства, с другой стороны — лоббирование. Как посмотреть. У нас, к слову, один из провайдеров прямо заявил об упущенной прибыли из-за звонков через мессенджеры.
— Это государственный контроль. Разговоры по сотовому в разы проще отслеживать и слушать, нежели звонки через VoIP-сервисы.
— Также в нашем случае: лоббирование интересов отечественных аналогов. Я про работающий даже на парковке MAX.
Если вы оптимист, то можете предположить, что всё происходящее является финальной блокировкой Telegram и более ничего вокруг мессенджера в обозримом будущем происходить не будет. Если пессимист, такую готовящуюся блокировку можно воспринять как предтеч полной блокировки. Я же склоняюсь к тому, что пока рано делать какие-то выводы: государство ныне глубоко сидит в Telegram и использует его возможности для общественной деятельности: это реклама, агитационная деятельность и прочая работа в сфере связей с общественностью. Просто так скидывать такой актив никто не собирается, поэтому пока что очень рано говорить, что нынешней кейс это как с YouTube — там, всё-таки, никакой деятельности РФ не было, а если и была — блокировалась она чрезвычайно быстро, что и стало одной из причин довольно скорой блокировки хостинга.